Статьи 

СОРТА БУЛАТА.

Разнообразное оружие из разнообразных же сортов узорчатой, неоднородной, композитной по сути стали изготавливалось повсеместно и издавна, можно даже сказать, везде и с незапамятных времен. Самое раннее подробное описание булата и технологии его производства содержится в т.н. «Лейденской летописи» Аль-Кинди, автора 9-го века. Он писал, что пулад (булат) получают «сплавлением мягкого железа с некоторыми веществами, после чего металл становится твердым, гибким и способным образовывать узоры». Существовали и другие технологии производства булата, применяемые в разное время в разных регионах мира. 

Рене Декарт в свое время сказал: «Определяйте понятия и вы избавите мир от половины сомнений». По определению Аль-Кинди, признаками полученного тем или иным способом пулада-булата служили твердость, упругость и способность образовывать узор, но этим условиям отвечает практически любая сталь с содержанием углерода более 0.4-0.5% С. Они имеют после закалки твердость выше 50 HRC и хорошую упругость, а причины образования макронеоднородности, проявляющейся в виде узора, описаны во множестве научных работ уже раннего 20-го века. При таком расширительном толковании понятие «булат» расплывается до неопределённости и практически становится просто синонимом термина «сталь». Чтобы определить, чем отличается любой булат от стали, мы должны выявить его главный признак.

Наиболее характерным признаком, отличающим булаты всех сортов от обычных сталей, является своеобразный узор на отполированной поверхности булатного изделия. П.П. Аносов определял булат именно как «...сталь, имеющую узорчатую поверхность.» С некоторым уточнением с ним согласен и исследователь булата начала 20-го века Н.И. Беляев - «Булатом называют сталь, непременной принадлежностью которой является узор, видимый простым глазом

С древнейших времен именно по узору различали сорта булата. Аль-Кинди писал, что, глядя на узорчатую сталь, видишь ее как снаружи, так и внутри. Аносов придавал узору не меньшее значение, чем Аль-Кинди, и утверждал, что «...опытный азиатец не ошибется в выборе клинка без пробы и по одному узору определит, вязок булат или хрупок, тверд или мягок, упруг или слаб».

Таким образом, неизменный спутник классического булата - различимый невооруженным глазом узор того или иного вида. Нет узора - нет булата. Чем выше четкость и контрастность узора, тем больше ценился булат. Этот внешний признак говорит о резкой внутренней неоднородности металла, в первую очередь по содержанию углерода. Однако необходимо понимать, что резкой границы между сталью и булатом не существует, и лишь по мере нарастания величины, четкости и степени упорядоченности узора булата возрастает и его отличие от «просто стали». Макронеоднородность, упорядоченный узор - суть и смысл булата, причина всех его свойств и особенностей.

Вид узора на поверхности стали\булата являлся основой при определении его качества и иногда даже служил своеобразным маркером, определяющим место его производства. Начиная со знаменитой работы Павла Петровича Аносова «О булатах», опубликованной в 1841 году, в специальной литературе утвердилась классификация булата именно по форме узора на поверхности клинка. У меня есть и собственные соображения по этому поводу, но целесообразно привести здесь часть главы «О наружных признаках булатов», с содержанием которой я полностью согласен.

Аносов писал: «Наружные признаки суть следствия химического состава и тех физических условий, которые более или менее благоприятствуют к принятию определенного вида, данного природой каждому роду тел.

При оценке булата принимают во внимание следующие четыре параметра: форму узора, крупность узора, цвет металла и узора, а также звон. Таким образом булаты могут быть разделены на пять сортов, а именно: на полосатый, струистый, волнистый, сетчатый и коленчатый. Все они могут быть:

а) с крупным, средним и мелким узором,

б) серого, бурого и черного цветов

с) без отлива, с отливом красноватым и золотистым.

Узор почитается крупным, когда достигает толщины (линий) нотных знаков, средним, когда не толще обыкновенного письма, и мелким, когда можно заметить его невооруженным глазом».

Важно отметить, что по мнению Аносова, признаком крупного узора в первую очередь является не размер его фрагментов в виде завитков, а толщина линий, образующих узор той или иной формы.

Добавлю, что по своей внутреннему строению, которое и проявляется в виде наружного узора, булаты подразделяются на металлы со слоистой и волокнистой структурой. Волокнистые, в свою очередь, могут быть либо с непрерывными (длинными) волокнами, либо с дискретными (короткими). Разновидностью волокнистого металла является «ленточная» структура, когда ширина поперечного сечения волокон много больше их толщины.

Сегодня кроме терминов вутц и булат, применяют ещё названия «булатная сталь», «дамасская сталь», «дендритная сталь». Встречаются термины «красный булат», «синий булат», «ликвационный булат», «сварочный булат», «микробулат», «порошковый булат» и, как противовес «ложному», «настоящий булат». Можно сюда же добавить булаты «сирийские», «турецкие», «индийские», «златоустовские» и даже «аносовские». Не меньшее разнообразие названий существовало и в былые времена.

Очень распространенным и устойчивым был обычай присваивать сортам узорчатого металла названия местностей, в которых он производился. Например, в Индии вырабатывалось несколько своеобразных сортов булата, получивших в средние века собственные названия. Например, «гинди» и «кум-гинди», что собственно и значит «индийский» и «волнистый индийский». Баркер, английский генеральный консул в турецком\сирийском Алеппо (19-й век), перечисляет 10 названий сортов булата, а именно: три сорта «табанов» - «кермани» (из Кермана в иранской провинции Хорасан), «диши» и «эркек табан», два сорта «хорасанов» - «лахори» и «баяз хорасан», два несомненно индийских сорта разновидности «гинди» - «сари» и «кум гинди» и, наконец, низшие сорта - «лахори нейрис», «элиф стамбул», «шам». Сюда можно добавить и «бейад стамбул» - «белый стамбульский», имеющий бледный волокнистый узор из практически прямых линий. В отношении сортов булата «лахори» нет ясности, имеет ли к этим булатам отношение индийский город Лахор или речь идет просто о определении «лахори - откованный, полученный ковкой».

Полковник Бутенев, посетивший в 1841 году Среднюю Азию, в статье «О ковке булата в Бухарии» сообщает о том, что в Бухаре из 9 сортов высшими считались «симдани», «газгани», «гунеужевгар» (якобы, «новый алмаз»), «наурис» (нейрис?) и «харусани». К низшим относились «мешеди» (из иранского Мешхеда), «гиндустани», «собсидар» и «гиндустани ахак». При этом он указывает, что бухарцы завозят булат из Персии в основном в виде круглых плоских плиток, а иногда в брусках. В оружии они предпочитают узоры круглые и правильные угловатым, иранские булаты индийским, а старые сорта новым.

Мои попытки узнать у современных узбеков и таджиков, что значат эти названия, не привели ни к какому успеху. Сообщили лишь, что «собсидар» это вроде бы «краска». Пришлось обращаться за помощью к знатоку древних восточных трактатов, специалисту-лингвисту и офицеру Генштаба Д.М. Сучкову, который долго исполнял служебный долг в Африке и на Ближнем Востоке. Выяснилось, что звучание-написание Бутеневым несколько искажено, что и понятно - буквы и звуки не всегда совпадают.

Симдани - от парсийского\иранского "с`м" «серебряный», но в некоторых случаях можно прочесть как "Ш(а)мдани" и принимать как "сирийский".

Газгани - искаженное тюркское от "гизгани", сделано в Гизе (или «как в Гизе»), т.е. это египетский сорт.

Наурис - от арабского "на`х~р", "река/речной", т.е. типично струйчатый узор. Очень схоже по звучанию и смыслу с Нэйрис - арабизированное от диалектического тюркского "нa`ри~", "огненный", " пламенеющий". Тот же струйчатый характер узора, разве что с более острыми волнами и завитками. Интересно, что Баркер относит нейрис к низшим сортам, а Бутенев - к низшим. Может быть, дело в приставке «лахори»?

Гиндустани - сделано в Индустане (сделано как).

Гиндустани ахак - по оттенку от синего к серому, т.е. пепельно-серый. Получается - «серый индийский».

Харусани - от Хорасана, в северном Иране.

Собсидар - арабизированное от "сабза" (зеленый), если дословно "окрашенный, сделанный зеленым", причем по применению скорее «голубой, синий».

Гунеужевгар - здесь сложность. Никаких связок с «алмазом» и «новым» в любых наречиях нет. По этимологии (самое сходное по звучанию и произношению от узбекского до марокканского диалектов) скорее Куейш-джоувхар, т.е. "Узор племени Курейш" (мекканские курейшиты).

Он же пояснил и по названиям сортов «шам» и «эски-шам». Утвердилось понятие, что поскольку Шам это турецкое название Сирии, то и сорт «шам» значит «сирийский», а «эски-шам», соответственно, «старый сирийский». Но в бумагах, где описан узор «шам», он пишется буквально как «свеча», но никак не Эш-Шам (Сирия), т.е. в названии сорта отражена не география, а вид его узора из прямых, относительно длинных прерывистых линий. А вот узор, описываемый как "турецкий" Эски-Шам, действительно пишется аналогично арабскому слову Эш-Шам и значит собственно «сирийский».

Очевидно, что на вид поверхностных узоров сильно влияет степень и способ деформации исходной структуры слитка при ковке изделия. Так, говоря о коленчатом типе узора, историки и коллекционеры прежде всего упоминают об узоре «лестница Магомета» или «кырк нардубан - сорок ступеней», относя его к высшим сортам булата, что далеко не всегда верно. В таких клинках на фоне узора того или иного типа резко выделяются поперечные струйчатые линии, расположенные на равных расстояниях друг от друга. Это однозначно свидетельствует о преднамеренном формировании поперечных линий узора (ступеней) при финишной ковке клинка. Образование узора «сорок ступеней» (точнее, «сколько угодно ступеней») происходит в результате нанесения на заготовку клинка неглубоких поперечных надрубов или надрезов, локально искажающих внутреннюю макроструктуру металла, аналогично методу получения «штемпельного» сварочного дамаска.

Можно предположить, что первоначально ступенчатый узор булата типа «кирк-надубан» появился как следствие применения кузнецами технологического приема пошагового надрубания и последующего разворачивания начерно прокованного бруска, т.н. метода «протяжки», и лишь позднее этот прием разворачивания стали целенаправленно применять для получения декоративного эффекта. Сегодня известны варианты узора и с двойными ступенями «Лестницы Магомеда», и с наклонными и даже с круглым пятном-отпечатком по центру ячеек - «ступени и розы». Впрочем, такие варианты весьма редки, буквально единичны.

image001

Рис. 1 Ступени\ячейки на древнем сварочном дамаске

image002

Рис. 2 Ступени на булате со строчечным узором

image003

Рис. 3 Ступени на булате высокого сорта

image004

Рис. 4 Редкий вид узора "Ступени и розы"

Кроме приема формирования регулярного узора типа «лестница Магомеда» кузнецы древности широко применяли и другие способы видоизменения узора. Так, применяя разнонаправленную ковку в сочетании с обработкой поверхности клинка фасонными молотками, можно было значительно изменить узор, сделав его более насыщенным и сложным, что повышало ценность клинка.

image005

Рис. 5

image006

Рис. 6

Нейрис? Очевидно, что такой же булат, что и на рис. 5, но дополнительно прокованный фасонным молотком.

Таким образом, можно сделать очевидный вывод, что многообразие сортов исторических булатов определялось главным образом двумя основными факторами:

а) исходной структурой булатного слитка

б) приемами ковки клинка

Не ставя себе непосильную задачу рассказать всё и обо всех булатах, все же считаю возможным изложить результат своей попытки классификации сортов булата. При этом я исходил из того, что попытки описательной классификации булатов лишь по внешнему узору, без учета особенностей внутреннего строения металла, приводят к ошибкам в оценке качества. Во-первых, потому, что булаты с принципиально разной структурой и, следовательно, с разным потенциалом качества, могут иметь весьма похожие внешние узоры - например, полосатые или волнистые. В то же время булаты с одинаковой внутренней структурой, например, слоистые, могут быть отнесены к полярным по качеству сортам лишь на основании применения фасонной обработки поверхности при ковке, в результате которой продольно-полосатый узор превращается в коленчатый.

Следует учесть и тот факт, что в исторической, музейной науке и в среде частных коллекционеров оружия накопился значительный массив данных по старинной, восточной классификации булатов. Некоторые клинки имеют либо сопроводительные записи в музейных каталогах, свидетельствующие, что на момент приемки этот клинок считался изготовленным из определенного сорта булата, либо даже на самом клинке имеется выполненная мастером надпись о сорте булата - например, «Амели\работа табан». Об этой сабле из Эрмитажа сказно, что это пример того, что под словом табан понимали в 16-м веке. Таким образом, исторически сложилось, что среди специалистов-историков при словах «булат сорта шам» (или табан) возникают четкие ассоциации именно с этим видом узора.

Итак, представляю вашему вниманию итог попытки классификации сортов булата по объединенному историко-металлографическому принципу.

1. Табан

image007

Рис. 7 Четкая слоистая структура булата

Клинки с таким типом узора довольно надежно атрибутированы как откованные из булата сорта «табан». Металлографические исследования показали, что их внутренняя структура представляет собой преимущественно слоистое или широколенточное чередование скоплений мелких карбидов. Фотографии такого характерного распределения приведены в работах П.Верховена, И.Таганова и других авторов.

image008

Рис. 8 Карбидная структура булата

image009

Рис. 9 Карбидные слои в булатном клинке а) Поперечное сечение клинка b) Продольное сечение

Существует и очень оригинальная, трехцветная разновидность высококачественного булата. По внешним признакам можно сделать вывод, что структура состоит из широких лент или слоев, образованных, вероятно, сочетанием стали эвтектоидного состава (черный цвет), высокоуглеродистого заэвтектоида (серый) и плотных, сравнительно тонких скоплений карбидов белого цвета. Возможно, этот вид булата относился к одной из трех местных разновидностей сортов табана, упомянутых Баркером.

image010 image011

Рис. 10 Трехцветная слоистая структура

Микроструктурные исследования клинков из этого типа булата мне не известны, исключая проведенные Ю.Г. Гуревичем совместно с О.А. Папахристу исследования фрагментов кольчуги, найденной в Самарканде и относящейся к эпохе Тимура-Тамерлана. Металл этой т.н. «кольчуги Тамерлана» имел такое же трехкомпонентное строение.

2. Кара-табан.

image013

Рис. 11

Узор этого сорта образован тем же сочетанием прядей и завитков, как и в «табане», но с добавлением коротких, пунктирных ломанных штрихов и точек, которые образованы скоплениями карбидов в виде узких лент или волокон некруглого сечения. Вероятно, именно локальные скопления белых точек побудили П.П. Аносова описать этот тип узора как «гроздья винограда». К особенностям этого сорта следует отнести высокий контраст травления, отчего этот сорт в старину и получил название «черный блестящий». Возможно, этот узор имел и другое название -«мухаввас», описываемый как сочетание изогнутых линий и точек, похожих на арабскую письменную вязь. Впрочем, «мухаввас» относили к низшим сортам, а «кара-табан» - к высшим.

Некоторые разновидности этого сорта булата обладают яркими признаками дендритной структуры литой стали. Образовавшиеся при замедленной кристаллизации булатного\стального слитка четкие, крупные кристаллы-дендриты образуют узор сетчатого типа. При расковке слишком крупного слитка узор сильно деформируется и теряет признаки булата высокого сорта.

image014

Рис. 12

image015

Рис. 13 Сильно растянутый узор исходной структуры кара-табана

3. Хорасан.

Название этот сорт получил по месту производства в Хорасане, северо-восточной провинции Ирана. Узор булата сформирован относительно короткими и толстыми, слабоизогнутыми светлыми линиями в сочетании с короткими штрихами. Эти линии имеют волокнистое строение, а штрихи и точки образованы именно выходящими на поверхность клинка короткими волокнами округлого поперечного сечения. К особенностям некоторых клинков этого сорта можно также отнести слабый контраст при травлении клинка. Вероятно, малоконтрастные клинки относятся к сорту «баяз хорасан», т.е. белой, неконтрастной разновидности хорасана.

image016

Рис. 14

К одной из характерных особенностей этого сорта следует отнести нередко встречающиеся сравнительно крупные, темные включения (Рис.15).

image017

Рис. 15

Ранее я предполагал, что это остатки не полностью расплавленных частиц металлургической шихты в процессе сравнительно низкотемпературной плавки, поскольку в качестве шихты в Иране использовали бывшее в употреблении железо, в том числе и мелкие подковные гвозди. Некоторые современные данные говорят о том, что это, возможно, следы газовых пузырей в некачественном слитке, заваренных при дальнейшей проковке. Другие данные экспериментов указывают на особую пятнистую структуру плотного слитка, но мне известно лишь о двух таких слитках - собственного, выплавленного более 25 лет назад, и слитка Дмитрия Шевченко (г. Сумы). Давнее исследование микроструктуры показало, что темные пятна образованы шаровыми скоплениями пластинчатого графита, т.е. серым чугуном.

И то и другое входит в противоречие со свидетельством Антуана Кривелли, сообщающем о стоимости в Стамбуле 19-го века сабли из хорошего хорасана, доходящей до 100 кг серебра в монетах. Возможно, ключ в слове «хорошего»?

image018

Рис. 16 Следы газовых пузырей

image019 image020

Рис. 17 Слиток и клинок Д. Шевченко

4. Шам.

Принято считать и повсеместно пишется, что поскольку Шам это турецкое название Сирии, то и сорт «шам» значит «сирийский», а «эски-шам», соответственно, «старый сирийский». Но в бумагах, где описан узор «шам», он пишется буквально как «свеча», но не как Эш-Шам (Сирия), т.е. в названии сорта отражен вид его узора из прямых, относительно длинных прерывистых линий. А вот узор, описываемый как "турецкий" Эски-Шам, действительно пишется аналогично арабскому слову Эш-Шам и значит собственно «сирийский».

Сегодня к этому типу узора относят все виды продольно-полосатого булата, что, по моему мнению, не совсем верно. Из исторических описаний следует, что схожие полосатые узоры из прямых прерывистых линий имели также  сорта «эски шам», «бейад стамбул», и возможно, «элиф стамбул». Элиф – буква арабского алфавита, изображаемая прямой палочкой-чертой и, возможно, из-за сходства фрагментов узора с написанием буквы сорт получил такое название. Впрочем, приходилось слышать мнение, что «элиф стамбул» это первый, т.е. лучший, стамбульский сорт булата, поскольку буква «элиф» в алфавите стоит первой. Однако в 19-м веке "элиф стамбул" дружно относили к низшим сортам.

image021

Рис. 18 Предположительно, бейяд-стамбул

image022

Рис. 19 Шам

image023

Рис. 20 Элиф-стамбул

5. Струйчатый булат

Типичным сортом булата со струйчатым или пламенеющим узором является «нейрис» или «наурис», что и следует из его названия. Но мне не удалось обнаружить образцы музейных клинков, определенно изготовленных из этого сорта, поэтому нельзя привести обоснованные примеры того, как выглядит булатный узор «нейрис».

Впрочем, некоторые узоры булата этого типа образованы, как я полагаю, в результате расковки и последующей кузнечной сварки слитков, полученных методом двухфазной плавки с недорасплавлением малоуглеродистой части шихты. На рис. 14 видны дефекты клинка - вероятно, включения шлака и незаваренные поры, остающиеся в слитке вследствие высокой вязкости расплава при сравнительно низкотемпературной плавке.

image024

Рис. 21

image025

Рис. 22

6.Бедр

Автор классического труда «О булатах» Н.Т. Беляев с некоторым сомнением предположил, что сорт «бедр» (как сказано, «весь испещренный темными пятнами») относится к сетчатым разновидностям булата типа «хорасан». Также Беляев приводит свидетельство, что сабли из этого сорта булата производились в г. Казвин на севере Ирана. Я не дерзнул поместить этот сорт с весьма оригинальными узором и структурой в группу «хорасанов», основываясь лишь на предположении Н.Т. Беляева, и поэтому выделил его в особую группу.

image026

Рис. 23 Узор "бедр" из коллекции Д.К.Чернова

image027

Рис. 24 Фрагмент клинка с узором «бедр» из Эрмитажа

7. Кристаллический булат.

Малоизученный тип булата, который выделили в особый вид лишь в недавнее время. Характеризуется мелким, сравнительно равномерным узором точечного типа. По образному сравнению, такие булаты имеют узоры типа «соль с перцем». При внешней схожести металл имеет разную внутреннюю структуру. На рис.23 четко различимо ячеистое строение, представляющее собой зерна стали в хрупкой карбидной оболочке, т.е. классическую цементитную сетку, а на рис.24 напротив, светлый узор образован обособленными частицами твердого цементита в стальной матрице. Соответственно, и свойства, особенно ударная вязкость, у этих двух клинков будут существенно разные.

image028

Рис.25

image029

Рис. 26

Отмечу, что эти булаты по своему узору и внутреннему строению тесно примыкают к обычной высокоуглеродистой стали. Скажу даже более того - лично я хаотичные узоры типа «звездное небо» уже не считаю булатными и поместил их здесь лишь по сложившейся в последние два десятка лет в коммерческой и коллекционной среде традиции.

8. Разное

image030

Рис. 27 Типичный узор какого-то индийского сорта

image031

Рис. 28

Нагляднейший пример булата с т.н. «дендритным узором». Аносов назвал бы его «сетчатым».

image032

Рис. 29 Другой участок клинка рис. 12, «кара-табан».

Те же сетчатые фрагменты узора, что и на рис.27

image033

Рис.30 Это уж точно сетчатый узор...Сорт «акбар»?

image034

Рис.31

По-моему, это просто тигельная сталь. Но когда-то и у нее было название. «Кум»?

Итак, некоторые виды булатных узоров можно с той или иной степенью уверенности отнести к тому или иному известному историческому сорту, но о большинстве их исторических названий, коих известно порядка 30, сегодня можно говорить лишь молча...

В завершение должен выразить благодарность (и с удовольствием это делаю) энтузиасту и специалисту в изучении, коллекционировании и реставрации исторического булатного оружия Сергею Кузнецову (Санкт-Петербург), предоставившему обширную подборку фотографий узоров (около ста видов) булатного оружия из своей коллекции. Без его активной помощи данная статья не могла бы быть написана со сколько-нибудь приемлемой степенью обоснованности.